Все мы слышали о сумасшедших и даже регулярно их видим. Мы рассказываем о них анекдоты, побаиваемся, и главное — избегаем их общества. Интересно, является ли подобная модель поведения правильной?
Содержание
Проблема отношения к людям с психическими заболеваниями
Увы, полностью здоровых людей практически нет. Все чем-то болеют, кто насморком, кто гастритом, кто радикулитом — кто чем. Болезни тела воспринимаются социумом как что-то обыденное, чуть ли не как норма. Со всеми бывает. Кардинально иное отношение там, где затронуты мозг и душа. Это вызвано преимущественно тем, что душевнобольные зачастую ведут себя непредсказуемо и вызывают этим страх. Надеемся, эта статья как минимум поможет улучшить взаимопонимание между людьми, которых принято считать здоровыми, и теми, кто в их глазах за гранью нормы.
На что похожа психика?
Кора головного мозга, где прячется осознаваемая часть нашего «я», является одной из наиболее молодых тканей нашего организма. Молодых в плане развития в процессе эволюции — филогенезе. В коре ещё не всё так оптимизировано и откатано, как, например, в мышцах или костях, чей стаж развития намного больше. Но вместе с тем, кора головного мозга во всём человеческом организме наиболее сложна по своей физиологии. Если попробовать как-то уяснить себе, что это такое, при помощи аллегории — то представьте себе очень точный и сложный музыкальный инструмент, обладающий величайшим из возможных диапазонов нот во всём богатстве их тембров и полутонов. Огромный как планета Земля, но при этом в нём взаимодействуют детали размером от доли миллиметра. Как думаете — легко ли играть музыку на подобном инструменте? А ведь наш мыслительный процесс и прочее то, что нас определяет как личность — это и есть подобная музыка жизни, создаваемая именно таким множеством маленьких кирпичиков.
Количество нервных клеток в мозге исчисляется десятками миллиардов.
До сих пор никто толком не понял, как это всё многообразие сливается в итоге в единое целое. Теорий множество, как научных, так и религиозных — человечество ищет путь к познанию себя и окружающего мира, наверное, с момента своего возникновения. Важно то, что в итоге вся сложная структура мозга подчиняется объединяющему её единому целому, которое мы привыкли называть словом «я».
Понятие нормы и патологии в психических процессах
Если, например, струна в музыкальном инструменте по какой-то причине теряет свои свойства, либо проржавев, либо ослабив должное натяжение, либо ещё что-то — то та нота, за которую эта струна отвечает, начинает звучать фальшиво. Тем не менее, несмотря на это, музыку играть всё же хоть как-то можно. Её можно играть и когда фальшивит больше нот. Но всё же, если количество разладившихся струн достигнет определённого уровня, музыку станет играть уже невозможно — выдаваемый ансамбль звуков начнёт представлять из себя какофонию.
Примерно так работает и наша психика. Мозг воспринимает информацию органами чувств, обрабатывает её и генерирует руководство к действию. Нарушения на любом из этих звеньев и являются этими пресловутыми разладившимися струнами.
Для читателей наверняка не секрет, что информация не передаётся в прямом виде нашему «я», она уже предварительно как-то обработана мозгом. И обманы восприятия, как правило, генерируются не в органах чувств, а непосредственно в нём. Пример можно увидеть на картинке.
Горизонтальные линии на этом рисунке на деле параллельны, как бы ни отказывался в это верить наш разум. Он обманулся, попав на крючок собственных стереотипов. Но в этом случае всё нормально, ведь художник, зная особенности нашего восприятия, намеренно ввёл нас в заблуждение. Если же мы начинаем что-то искажённо воспринимать в обыденной действительности, то начинаются проблемы. Мы неверно судим про окружающий мир, неверно сопоставляем и начинаем вести себя аномально в глазах тех людей, у которых всё в порядке с восприятием. Например, если мы начинаем воспринимать любым органом чувств несуществующие объекты — то это галлюцинации.
Искажения могут быть, как уже ранее говорилось, на любом из звеньев. При неверной трактовке обстоятельств и ситуации начинаются расстройства бредового порядка. Человек либо неправильно воспринимает адресованные ему слова и действия окружающих (т.н. бред отношения), либо неправильно воспринимает своё положение в мире (например, бред собственного величия), либо ещё что-нибудь.
Направление ошибок в самоидентификации определяется уровнем обсуждаемости конкретных личностей или других живых существ социумом. Если когда-то такие больные часто мнили себя, например, Наполеонами, то в наше время намного более «принято» считать себя инопланетянами или религиозными святыми
Если повреждение случилось где-то на уровне обработки различной информации и соединения её в единое целое — то нарушаются логические процессы. Парадоксальные выводы из очевидных ситуаций — это ещё один симптом, называемый паралогикой. Таких вот различных симптомов, увы, много, потому что, как уже было сказано, очень много разных струн в музыке нашего самоосознания.
Как развивается психическая болезнь?
Если крепление струны начинает менять свои свойства — то далеко не факт, что издаваемая нота сразу начнёт фальшивить. Звук может стать твёрже или мягче, изменить немного глубину или тембр, но фальшивым он будет только при появлении дисгармонии в колебании струны. Точно также и с психической патологией — грань весьма условна. Попробуем пояснить на примере одного из довольно распространённых в социуме психических «сдвигов».
Бывают люди с простым образом мышления, без излишеств в различных абстракциях. У них ниже вариативность, но зато намного выше стабильность. Это вариант нормы. Также бывают люди с сильно развитым абстрактным мышлением, которое предлагает большее изобилие различных трактовок одних и тех же объектов — художники, изобретатели, фантазёры и т.п. Это тоже вариант нормы. А вот когда по каким-то причинам среди всего возможного разнообразия вариантов действительности человек сознательно выбирает более удалённый от неё, и не только выбирает как вариант, но и верит в то, что он на деле действительность качественно отражает — то это уже начинается отклонение от нормы, которое мы привыкли называть паранойей.
Этот симптом развивается динамически, имея свои степени градации — как правило, у склонного к абстракциям человека сначала развивается необыкновенная догадливость и смекалистость, а потом, когда мозг предлагает уже слишком много трактовок, «я» не справляется и начинает выбирать из них нереальные — человек становится параноиком. Струна пересекла грань дисгармонии.
Прямой перевод слова «паранойя» с древнегреческого — «околомышление».
Мы вроде немного разобрались, как всё происходит с отдельными симптомами. Давайте теперь посмотрим на психику целиком. «Струны», составляющие нашу личность, редко «выпадают из ансамбля» по одной. Расстройства мыслительного процесса образовывают закономерности из-за большого уровня взаимосвязей в обрабатываемой информации. В результате и у конкретных психических заболеваний прослеживается закономерность развития симптоматики. Если для удобства говорить об уже приведённых примерах, то те же галлюцинации часто идут рядом с бредом.
Кроме всего этого, наше «я» составляет не только голая логика умозаключений. Есть ещё и эмоции, и настроение, и много чего ещё. Когда расстраиваются эти «струны», то наступают фобии, депрессии, мании и так далее.
Шизофрения как центральная проблема психиатрии
Ну и одно из наиболее печальных по своей сути и последствиям расстройств нашей души — это, бесспорно, шизофрения. Она доминирует и по своему распространению, и по разрушительности на конкретное «я».
Учёными так и не найден консенсус в вопросах граней диагностики этого заболевания, то есть что именно считать шизофренией, а что — другими отклонениями от нормы. Однако это вопросы граней, а не сути. Если посмотреть на само название болезни, то дословным переводом с древнегреческого будет «расщепление разума». В принципе, оно вполне отражает сущность патологии — наше «я» теряет свою целостность.
Правда, Вы видели веник? Вроде он являет собой совокупность разных соломинок, но тем не менее они согласованно действуют в общих интересах. Потому что их перетягивает или проволока, или бечёвка, или кусок ткани. Вот эта перетяжка — это и есть наше «я», собирающее в одно согласованное целое психические процессы. Что будет, если повредить бечёвку на венике? Соломинки начнут выскальзывать и в один прекрасный момент рассыплются. Примерно так и с личностью больного шизофренией. Мысли сначала начинают бегать, как муравьи в разворошенном муравейнике, потом начинают все сильнее отклоняться от привычных траекторий, а потом уже и вовсе бегают как хотят независимо от нас самих.
Самое печальное, что, вопреки распространённым ошибкам обывательского восприятия, при этом не страдают ни память, ни интеллект. Поначалу, на ранних стадиях шизофрении, больные ещё долго прекрасно осознают, что с ними происходит, но сделать ничего не могут. Увы, прямыми следствиями этого осознания нередко являются попытки самоубийства, агрессия и вспыльчивость. В следующей фазе развития шизофрении, когда «соломинки» рассыпаются, расщепление переходит в распад личности, и человек перестаёт быть самим собой в буквальном смысле этого слова. Финал шизофрении в подавляющем большинстве случаев весьма печален — так называемый апато-абулический синдром. Если в более простых терминах — то это полное отсутствие воли и стремлений. Человек превращается в подобие растения.
Надеемся, наша статья помогла Вам немного понять сложный и драматический мир тех, кого мы привыкли называть простым словом «сумасшедшие». Что на деле они далеко не дураки, что всё непросто и далеко не весело. Вскоре мы продолжим экскурс в мир психиатрии, и Вам, применяя полученные сегодня знания, будет легче разобраться, как себя вести с душевнобольными. и главное — как уберечь от возникновения подобных проблем себя и близких.