Практически всегда при психических заболеваниях в той или иной форме наблюдаются расстройства познавательной деятельности. Они выражаются в нарушении восприятия, осмысливания, представлений или памяти. В данной статье мы детально разберём процесс восприятия и его расстройства.

Общие данные

Всем известно, что окружающий мир мы видим не так органами чувств, как мозгом, в котором отражается действительность.

Проверка свойств предмета

Восприятие предмета — процесс сложный и неоднозначный

Процесс отражения начинается с ощущений, которые являются начальной ступенью познания. По своей сути ощущения – это непосредственные сигналы от нервных окончаний, принятые мозгом. Они элементарны и отражают не сам предмет, а лишь некоторые его свойства – цвет, консистенцию, температуру и т.д.

Следующей ступенью познания является восприятие предмета в целом. Мозг синтезирует отдельные свойства, воспринимаемые при помощи ощущений, в их совокупность. При целостном восприятии имеет большое значение не только механическое сочетание ощущаемых нами свойств, а и взаимоотношение между ними.

Кибернетикам не позволяет создать искусственный интеллект то, что машины пока что умеют сочетать свойства предметов лишь механистически как некую их сумму, при этом не делая какие-либо выводы о сути и целостной природе

Любые объекты восприятия, воздействуя на нас, оставляют о себе представление. Мы можем с тем или иным уровнем достоверности воспроизвести эти объекты в мыслях, даже когда не воспринимаем их непосредственно.

Развитие восприятия непосредственно коррелирует с развитием речевых навыков. С обретением слова люди научились обобщать свои представления, отсекая индивидуальные различия, но зато концентрируя суть. Подобные обобщённые представления являются ступенью к ещё более глубокому уровню восприятия – понятиям.

Понятия отражают уже недоступные органам чувств атрибуты и отношения между объектами. Например, энергия, материя, честность, адекватность и т.д. – это понятия. Понятия всегда воплощаются в словах. Без слова, без речи возникновение и существование понятий невозможно.

Завершающим этапом познания является образование суждений. Мы соотносим предметы и явления на основании восприятия, представлений и понятий. Суждения помогают вырабатывать рациональную последовательность действий с максимальной пользой для себя.

Описанная выше последовательность познавательных этапов не означает, что с момента ощущения до выработки суждений должен пройти какой-то определённый период времени. Как правило, мозг обрабатывает информацию столь же мгновенно, как и нервы несут ему информацию от своих рецепторов. Представления и понятия чаще всего неотделимы по времени от момента ощущения. Порой необходимо время лишь для некоторых суждений, если объект нуждается в динамическом наблюдении.

Возникновение представлений, понятий и суждений – это как раз то, что отличает человека разумного от животного мира. Мы переносим объекты из действительности в своё мышление, оперируя ими уже там, в абстракции. Это помогает быстрее обрабатывать новую информацию и более эффективно накапливать опыт. Однако разумная деятельность в процессе эволюции возникла сравнительно поздно, и поэтому не всё ещё настолько отлажено, чтобы чётко следовать каким-то определённым правилам или закономерностям.  Механизм познания человеком окружающего мира хрупок и подвержен расстройствам.

Виды расстройств восприятия

Теперь, когда Вы имеете понятие о том, как происходит познавательный процесс, расскажем вкратце, какими бывают его сдвиги в нежелательную сторону.

Человек жмурится от солнца

Порог восприятия легко почувствовать, например, находясь на солнце

Есть такое понятие, как порог восприятия. Нижний порог – это минимальная сила раздражителя, которая способна вызвать какое-либо ощущение. Например, приземление комара на кожу является подпороговым раздражителем, потому что чаще всего мы его не чувствуем. Верхний порог – это максимальная сила раздражителя, при которой ощущение остаётся в той же плоскости. В роли иллюстрации приведём звук. До определённого момента его сила лежит в плоскости  слуховых ощущений, но после превышения верхнего порога уже превращается в ощущение болевое.

Если по каким-то причинам порог восприятия снижен, то раздражитель будет восприниматься с большей силой, чем есть. Это может быть как в норме (снижение порога при длительном пребывании в темноте и последующее болезненное восприятие света), так и при ряде патологий психики. Усиление восприятия из-за снижения его порога называется гиперестезией. Обратный процесс, повышение порога и снижение интенсивности восприятия, называется гипестезией.

Неприятные ощущения в различных частях тела, не имеющие причин среди каких-либо реальных болезненных состояний, но при этом носящие тягостный характер (распирание, жжение, давление и т.п.), называются сенестопатиями.

Если реальный предмет воспринимается как-то неправильно, искажённо, неадекватно его реальным свойствам – то имеет место иллюзия восприятия. Подобные сдвиги часто бывают у здоровых людей. Наиболее наглядным примером являются оптические иллюзии, у возникновения каждой из которых имеется вполне конкретная причина, в силу каких-то своих свойств «обманывающая» наши рецепторы.

Оптические иллюзии

Также бывает иллюзорность восприятия при недостаточном внимании к предмету, помехам восприятия (например, плохая освещённость). Именно по подобным механизмам происходят чаще всего ошибки в чтении, недопонимание собеседника или ложное узнавание. Порой свою лепту в искажение восприятия вносят какие-либо аффективные состояния – например, страх или эйфория. Часто возникновению иллюзий способствует усталость вследствие истощения или какого-либо заболевания – тормозятся участки мозга, ответственные за обработку ощущений, и в результате система представлений «додумывает», генерируя несуществующие детали. Подобные процессы «додумывания» не являются чем-либо из ряда вон выходящим для мозга – он и так подобным занимается всё время, например, когда реконструирует картинку, скрытую от нас слепым пятном (см. рис.). Но при всём этом следует иметь в виду, что иллюзии, возникающие там, где их до этого не было, могут стать предвестниками более серьёзных нарушений восприятия.

Есть ещё своеобразная форма иллюзий, называемая парейдолией. Это – образы, создаваемые в воображении при созерцании каких-нибудь узоров или орнаментов. Парейдолии бывают в норме у детей или людей с многовариантным восприятием действительности – тех, кого мы привыкли называть творческими личностями. Однако порой этот вид иллюзий может стать первым звоночком зарождающегося патологического процесса, такой себе «личинкой галлюцинаций».

Галлюцинации – это мнимые образы, воспринимаемые как реально существующие объекты. Пример простейшей галлюцинации – это пресловутые искры перед глазами, фотопсии. Простые галлюцинации не носят предметный характер, в отличие от сложных, которые порой способны формировать целые сцены несуществующего мира. Наиболее яркие галлюцинаторные переживания бывают при делирии и онейроиде.

Галлюцинации

Галлюцинации — мнимые, воображаемые образы

Относительно органов чувств галлюцинации делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные вкусовые и комбинированные. Наиболее тяжёлыми являются обонятельные, так как в этом случае нарушение гнездится в наиболее древних структурах мозга, и это значит, что процесс зашёл довольно далеко (правда, тут есть исключение – беременность).

По проекции относительно человека галлюцинации делятся на истинные, находящиеся во внешнем пространстве, и псевдогаллюцинации, проецирующиеся и локализируемые в собственном теле (например, голоса в голове). Псевдогаллюцинации являются грозным симптомом, возникающим чаще всего при шизофрении. Формой псевдогаллюцинаций является «звучание мыслей» — ощущение, будто мысли обретают доступную для окружающих форму.

Иногда галлюцинации возникают при засыпании (гипнагогические) или пробуждении (гипнопомпические). Подобная картина бывает и как предвестник наступающего развёрнутого галлюциноза, и как самостоятельный симптом (например, при нарколепсии).

Расстройство восприятия, при котором человек, не имея предпосылок к иллюзорному восприятию, тем не менее видит форму предметов в искажённом виде, но при этом сохраняет критическое отношение, зная, что на деле объекты выглядят не так – называется метаморфопсией. Если нарушение касается восприятия формы собственного тела – то это расстройство схемы тела.

Дереализация

Дереализация — один из видов расстройства восприятия

Феномен, когда человеку кажется, будто он уже видел какой-то предмет до этого, называется дежа вю. Дежа вю, если не возникает слишком часто, является вариантом нормы. Обратный феномен, когда хорошо знакомый предмет кажется незнакомым, а обстановка не виденной ранее – это жаме вю. Жаме вю – это вариант расстройства восприятия, называемого дереализацией. Дереализация наряду с деперсонализацией (ощущением чуждости собственного тела или личности) в норме иногда бывает при стрессе или переутомлении, и быстро проходит. Если дереализация либо деперсонализация нарастают – это тревожный сигнал, с большой вероятностью свидетельствующий о надвигающемся психозе.

Причины возникновения

А вот тут мы вряд ли сможем сказать что-то конкретное. Увы, при всём богатейшем наблюдательном багаже психиатрия пока что ничего толком не знает о причинах возникновения сдвигов в восприятии.

Пока что наиболее близкими к истине являются исследования русских учёных. И.П. Павлов, исследуя спящих людей во время сновидений, показал, что торможение коры головного мозга может быть неполным, оставляя очаги возбуждения, которые, если находятся в центральной (мозговой) части анализаторов, могут генерировать несуществующие образы или неверно трактовать имеющиеся. Е.А. Попов показал роль патологической инертности раздражителя при обработке высшими отделами органов чувств, сформировав принятую нынче корково-тормозную теорию, согласно которой при торможении одних участков анализатора их роль берут на себя другие, формируя ложные образы.

Фотографии известных ученых

Причины формирования ложных образов пока неизвестны. Эксперименты с галлюциногенными веществами (ЛСД-25, псилоцибин) показали роль в возникновении расстройств восприятия нейрогормонов дофамина и серотонина, но конкретные механизмы исследовать пока не удалось. Длительное время работы с галлюциногенами были запрещены во всех странах мира, но сегодня это политическое решение, связанное с прорывом галлюциногенов в молодёжную среду и повальным увлечением ими, потихоньку отменяется, что открывает новые перспективы для учёных в познании не открытых ещё тайн человеческого восприятия.

Причины формирования галлюцинаций

ТОП 100 оптических иллюзий (видео)

http://www.youtube.com/watch?v=kfVLfBLybn0