Мы часто слышим: «допился до белочки». Как правило, в обывательской среде под термином «белочка» или «белая горячка» подразумеваются любые неадекватные поступки, как-то связанные с приёмом алкоголя. И, как часто бывает при собственных трактовках, сути это обобщение далеко не отражает. В этой статье мы попробуем поконкретнее разобраться, что же это за белая горячка, которую медики называют умным термином «делириум тременс» (delirium tremens), откуда она берётся, и главное — что делать, если она пришла к кому-либо из нашего непосредственного окружения.
Содержание
Почему горячка белая?
Прежде всего следует отметить, что белая горячка, она же алкогольный делирий — это состояние отмены алкоголя. То есть, она возникает исключительно если по какой-то причине прекращается поступление алкогольных напитков в привыкший к ним организм. Нарушения же психики и поведения во время алкогольного опьянения белой горячкой не являются.
Буквальный перевод термина delirium tremens с латыни — «трясущееся помрачение».
Сам термин образовался благодаря специфике протекания алкогольного делирия в старину, до появления эффективных лекарственных средств. Больные страдали из-за высокой температуры, но кожа их была при этом не красная, как обычно при гипертермии, а бледной, белой. Научный же термин «делирий» отражает собой конкретное состояние психики с возбуждением, дезориентацией и галлюцинозом. По происхождению делирии бывают разными, и прилагательное «алкогольный» в данном случае отражает причину.
Условия возникновения алкогольного делирия
Естественно, алкогольный делирий может возникнуть только у алкоголиков или, как их принято сейчас называть, лиц с алкогольной зависимостью. Подобные состояния типичны только для пьяниц со стажем, необходимым для глубоких сдвигов метаболизма головного мозга.
Стаж этот индивидуален. Раньше он составлял минимум 5 лет. Нынче, в связи с обилием алкогольных суррогатов сомнительного происхождения, да и, не будем греха таить, низким качеством вполне легальных продуктов, необходимый для достижения белой горячки стаж имеет стойкую тенденцию к сокращению.
Масла в огонь добавляют проблемы и заболевания головного мозга, которые имеются параллельно — последствия травм и инфекционных заболеваний типа менингита; острые и хронические патологии других органов и систем, которые ведут к гипоксии головного мозга; тяжёлое психоэмоциональное состояние на момент начала отмены алкоголя, и так далее. Кроме того, если хотя бы однажды белая горячка уже была — в следующий раз она скорее всего начнётся и без упомянутых «отягчающих обстоятельств».
Как развивается белая горячка?
Чтобы не перегружать мозг читателя обилием громоздкой и не очень нужной для простого человека терминологии типа «биосинтез катехоламинов» или «дофаминэргическая синаптическая передача», попытаемся максимально упростить патогенез алкогольного делирия для улучшения уровня понятности данной проблемы.
В норме есть два «мейнстрима» процессов, протекающих в нервной системе любого человека. Это — возбуждение и торможение. Баланс этих процессов определяет текущее состояние психики и не только её. Например, при бодрствовании процессы возбуждения более выражены, а когда человек спит — то доминируют процессы торможения. Что же делает с нами в этой сфере алкоголь?
Вообще этиловый спирт, столь щедро содержащийся в горячительных напитках, далеко не чужое вещество для организма. Кроме всего — он принимает непосредственное участие в процессах торможения. Теми же свойствами обладает и алкоголь, поступивший к нам внутрь извне. Только вот закавыка в том, что для нормального функционирования организму надо очень мало «своего» спирта, и поэтому даже самый лёгкий из спиртсодержащих напитков содержит этанол в количествах намного больших, чем нужно.
В результате регулярного поступления алкоголя извне мы отучиваемся синтезировать свой. Ещё бы, думает организм, зачем напрягаться, синтезируя жалкие доли милиграмма, ведь тут абсолютно даром поступают количества, большие в тысячи раз. Всё нормально. Причём наш организм, пытаясь справиться с регулярным принудительным торможением, не только снижает производство спирта, но и наращивает ресурсы и резервы процессов возбуждения.
По силе привыкания алкоголь ничем не уступает кокаину, но, тем не менее, с юридической точки зрения он так и не признан наркотиком до сих пор.
И тут алкоголь вдруг прекращает поступать. Таким образом торможение в нашей нервной системе осталось без своего стабильного надзирателя и вдохновителя, ведь собственный-то этанол организм уже разучился производить. А процессы возбуждения, напомним, в данной ситуации уже успели нарасти, и поэтому в сравнении с нормой гораздо более выражены. И начинается.
Предделирий — что это такое?
Пациент становится беспокойным, раздражительным. Как правило, у него нарастает паранойя — человек начинает придумывать то, чего нет. Это первая фаза процесса.
Параллельно ухудшается общее самочувствие — нарастает тремор (дрожание) конечностей, постепенно захватывая всё тело, могут повышаться температура и давление. Пульс учащается. Начинает сильно выделяться пот. Также бывает тошнота и рвота. Порой, при проблемах с судорожным порогом головного мозга, могут быть припадки по типу эпилептических (алкогольная эпилепсия).
Нарушается сон, становясь поверхностным и полным тяжёлых сновидений. Поначалу, в первые дни отмены алкоголя, больной может видеть первые вестники приближающихся галлюцинаций — иллюзии восприятия. В звуке текущей воды слышатся голоса или музыка, рисунок привычного ковра начинает оживать и двигаться, а любой резкий звук и вовсе может вызвать немотивированную панику. Подступает страх, ощущение тягостного предчувствия близкой беды.
Когда возникает бессонница — значит, «белочка» уже на пороге. И без того возбуждённый мозг остаётся вообще без отдыха. Ещё совсем немного — и начнётся делирий.
Симптомы алкогольного делирия
Для любого делирия характерна триада симптомов — психомоторное возбуждение, дезориентация и галлюцинации.
Психомоторное возбуждение — это состояние организма, при котором человек теряет спокойствие в самом широком понимании. Он может быть как просто суетливым и надоедливым, так и весьма агрессивным и опасным для окружающих. Может орать, бегать, ломать вещи. Эмоционален, пребывает в состоянии аффекта. Как правило, многословен. Намного возрастает физическая сила.
В норме любой человек правильно ориентирован в трёх вещах. В себе, то есть знает, кто он. Во времени, то есть хотя бы приблизительно знает, какой сегодня день. И в пространстве, то есть знает, где он. Нарушения одного из этих видов ориентирования называются дезориентацией. Больной белой горячкой ориентирован в себе, но дезориентирован во времени и пространстве. Это важно для того, чтобы отличить алкогольный психоз от истинного — очень часто душевнобольные, пребывая во внешне подобном состоянии, дезориентированы в собственной личности.
И галлюцинации. Они весьма разнообразны, так же как и люди, их испытывающие. Чаще всего больные видят т.н. зоогаллюцинации, то есть что-то живое — червей, насекомых, змей и т.д. Но могут быть и инопланетяне, и коллеги по работе, и потусторонние существа типа чертей — вариаций галлюцинаторного синдрома при алкогольном делирии, увы, предостаточно. Как правило, эти галлюцинации носят угрожающий характер, человек видит что-то для него страшное, потому что таково состояние его души на данный момент. В условиях чрезмерного возбуждения даже вполне рядовые события лихорадочно работающий мозг трактует как угрозу, и происходит это порой довольно быстро — только что больной с Вами нормально разговаривал, но вдруг «понимает», что Вы на деле переодетый демон, и выскакивает прямо в окно, чтобы спастись.
Могут быть и более «мирные» варианты протекания алкогольного делирия. Больные бывают просто веселы и разговорчивы, общаются со своими «глюками», не высказывая никаких признаков беспокойства. Но этот вариант — всего лишь опасная иллюзия благополучного протекания, указывающая либо на то, что концентрация веществ, которые несут возбуждение, в крови слишком высока и клетки мозга уже невосприимчивы к их бомбардировке (что является серьёзным риском для жизни), либо для возникновения делирия не надо больших «возбуждающих» концентраций нужных нейромедиаторов, т .е. мозг и так имеет какую-то предрасположенность к галлюцинаторным расстройствам. Так что если «белочка» идёт легко — это не повод расслабляться.
Не лишним будет упомянуть о том, что там, где есть галлюцинации, — как правило, присутствует бред. Другими словами, пациент придумывает на лету мотивы и объяснения окружающим событиям. Событиям, напомним, часто воображаемым. Поэтому надеяться на связное, спокойное общение с подобными больными нельзя.
«Пить или не пить?» — практика лечения белой горячки спиртным
Есть такая старая, но, увы, довольно распространённая в наш век развитой медицины практика как угощение больного «белочкой» небольшим количеством алкоголя. Да, действительно, если дать страдающему от дефицита процессов торможения организму немного этанола — то делирий может пройти. Но при этом из-за разной восприимчивости различных клеток к алкоголю может возникнуть слишком жёсткий дисбаланс между процессами возбуждения и торможения, что в итоге может повлечь за собой тяжёлые последствия вплоть до инвалидности и смерти. Поэтому данная практика актуальна только в условиях, когда по каким-то причинам недоступна медицинская помощь.
По данным различных авторов, смертность при алкогольном делирии может доходить до 15%.
Что делать, если пришла «белочка»?
Если проблемы с алкоголем имеются у Вас лично, то внимательно следите за собой, если резко прекращаете пить. При возникновении любого из перечисленных симптомов отбросьте стыд и обратитесь к наркологу по месту жительства, потому что лучше сказать себе и окружающим «я алкоголик», чем дождаться момента, когда говорить это будет некому. Алкогольный делирий без вовремя начатого лечения несёт с собой нешуточный риск умереть от отёка мозга.
Если проблемы с кем-то из Ваших знакомых или близких — то, опять же, не стесняйтесь вызвать профильного специалиста. В случае быстрого нарастания симптомов дайте больному что-то успокоительное (но обязательно запомните название и дозу, чтобы потом сказать врачу, это очень важно), попытайтесь хоть как-то найти с ним общий язык, расслабить. Неплохо, если больной согласится принять холодный душ или хотя бы подержать на голове пузырёк со льдом либо холодную грелку.
Если возбуждение нарастает — то человека надо привязать к кровати. Но перед тем как пытаться это сделать — Вы должны запомнить следующее. Мера эта — крайняя, потому что усугубит имеющиеся расстройства психики больного, подтвердив то, что услужливо ему нашептала паранойя. Не пытайтесь привязать больного с «белочкой» в одиночку — сила его возрастает порой в несколько раз. По этой же причине вяжите крепкими верёвками или ремнями. Привязывать следует руки, ноги, а также, желательно, туловище, чтобы максимально обездвижить больного, который, как правило, очень интенсивно вырываеся. Не оставляйте его без присмотра ни на минуту — порой подобные пациенты настолько изворотливы, что дадут сто очков форы Гарри Гудини и Дэвиду Копперфилду вместе взятым.
Знайте: алкогольный делирий является опасным для жизни заболеванием, при котором показана обязательная госпитализация в стационар. Любое промедление в этом деле стремительно увеличивает риск летального исхода. Так что если Вы когда-нибудь распознаете у кого-то описанные в этой статье симптомы белой горячки — перед тем как принимать какие-то свои меры, немедленно вызовите скорую помощь!