Адаптационная теория хороша тем, что с её помощью представляется возможным определить место  изменения баланса зрительных нагрузок в образовании рефракции и их связь со зрительным утомлением хронического характера.

Эпидемиология

Проблема поиска адекватного лечения приобретённой близорукости, или миопии остаётся и по сей день очень актуальной, так как около 50% всех выпускников школ имеют миопию разных степеней  тяжести. Также  не снижается и число пациентов с инвалидностью по данному заболеванию. Несомненным является тот факт, что  правильные и  достаточные знания в области рефрактогенеза  помогают отыскать необходимое верное решение в деле терапии.

В связи с чем возникает миопия?

Точек зрения на сегодняшний день существует много и порой они  противоположны друг другу. Таким образом, существует большое количество разных методик по восстановлению зрения.

В середине 19 века Г. Коном  и Ф.Ф. Эрисманом было установлено, что главную роль в развитии миопии играет  зрительная нагрузка.  Чуть позже в 1913 году  была предложена теория наследственно-биологического толка. Профессором Э.С. Аветисовым была предложена  гипотеза о том, что аккомодация регулирует рефрактогенез, а её нарушение  неизменно приводит к миопии.

мальчик в очках пишет

В 1988 году профессор В.В. Волков предположил, что причины близорукости на начальных этапах можно определить как приспособление глаз к специфическим условиям работы, когда расстояние от глаз  до объекта мало. На данный момент проводятся исследования роли ретинального дефокуса в развитии миопии. Получены данные, что несовпадение  фокуса лучей с поверхностью сетчатки оказывают серьёзное воздействие на рост глаза.
Общепринятым является мнение о воздействии на рефрактогенез как генетических, так и  внешних факторов окружающей среды. Изученность данных факторов ещё неполноценна, поэтому меры воздействия на приобретённую миопию и точки приложения часто не являются системными.

Несмотря на генетическое происхождение  проблем миопии, всё же  адаптивный характер данной патологии  просматривается во многих моментах, поэтому стоит подробно рассмотреть его с позиции адаптационной теории.

О теории адаптации

В этой теории большое внимание уделяется процессам адаптации организма к условиям окружающей среды. Мышечная активность и нагрузка является одним из  механизмов адаптации. Однако стоит отметить, что у каждого органа есть свой предел работы и если он не будет достаточно отдыхать наступит декомпенсация и истощение. В таких случаях возникает дизадаптация и болезнь.

Адаптация бывает:

  1. Генотипическая. Регуляция её происходит посредством генетических кодов. Окончательной её целью является нормальное формирование рефракции, которая обеспечит универсальное зрение, то есть человек при таком зрении должен одинаково хорошо видеть и далёкие, и близкие предметы.
  2. Фенотипическая.  Она формируется под воздействием условий внешней среды и  разделяется на несколько видов: активная, пассивная и дизадаптация.  Активная адаптация  осуществляется  через развитие специфических реакций, которые направлены на поддержание  постоянства внутренней среды организма — гомеостаза. Пассивная адаптация возникает при изменении гомеостаза. Здесь происходит снижение энергопотребления, что ведёт к снижению работоспособности. Дизадаптация – это ни что иное, как расстройство адаптации, которое проявляется  болезнью. При этом состоянии нарушается гомеостаз и возникают патологические реакции, которые изменяют нормальное функционирование организма.

Механизмы фенотипической адаптации в современном мире постоянно подвергаются модификации. Если резервы организма для адаптации достаточны, нагрузки  будут переноситься адекватно. При этом активная адаптация способствует  устойчивости к физическим нагрузкам мышечного аппарата глаза и  увеличивает тренированность  глаза.  Если же резервы адаптации низки, в ход идёт пассивный вариант: глазное яблоко увеличивается в размерах, удлиняется  зрительная ось.  Целью пассивной адаптации является снижение  нагрузок на цилиарные мышцы. Однако  не всегда снижение  нагрузки на мышцы возможно. При высоких конвергенционных нагрузках, то есть при  работе на близком расстоянии от глаз, происходит  формирование миопического дефокуса с образованием ложной близорукости, которая постепенно переходит  в осевую, а та в свою очередь прогрессирует.

Пассивная адаптация проходит  длительное время и связана с изменением характера нагрузок. На первых порах она может ничем и не проявляться, поэтому часто её не замечают.

Профилактические мероприятия  необходимо проводить уже с 6-7 летнего возраста и до 25 лет. Причём необходимо осознавать, если у ребёнка уже есть проявления миопизации, его адаптационных механизмов недостаточно для  приспособления к новым нагрузкам. Существует необходимость создания  повышенных функциональных возможностей. Достигается это  тренировками  вергенционно-аккомодационного аппарата.

Дизадаптация

Часто нагрузки на зрительный аппарат настолько велики, что развивается дизадаптация. Хроническое зрительное утомление  проявляется:

  • астенопическими жалобами;
  •  мышечным гипертонусом;
  • снижением способности к функционированию глазодвигательных и цилиарной мышц;
  • диссоциацией бинокулярного зрения;
  • нарушение гемо- и гидродинамики глаз.

Исследования показывают, что при близорукости у детей выявлялась гипоперфузия тканей кровью, что приводило к нарушению питания и  атрофии цилиарной мышцы и склеры.

В связи со всем выше сказанным можно  сделать заключение в контексте теории адаптации. Приобретённая близорукость это мощный вид рефракции, который сформировался  в постнатальном периоде развития  при сниженных условиях адаптации зрительного аппарата к нагрузкам. Кроме того,  возникали эпизоды дизадаптации.

Лечебно-профилактические мероприятия

подбор очков

Для того, чтобы коррекция близорукости прошла успешно, необходимо действовать комплексно. Для этого требуется восстановление  баланса нагрузок на зрительный аппарат, повышение устойчивости к нагрузкам конвергенционно-аккомодационной системы, восстановление бинокулярного взаимодействия.  Также для дали создаются дополнительные стимулы:

  • «микрозатуманивание» положительными линзами сферического типа;
  • Дивергентная дезаккомодация призмами;
  • Регулярные тренировки зрительного аппарата.

Для восстановления исходной работоспособности глаза могут применяться лекарственные препараты, физиопроцедуры, однако для повышения обычного уровня работоспособности используются  методы мышечной тренировки, оптико-рефлекторные упражнения при близорукости, цветовая стимуляция.

Недостаточно на сегодняшний день используется потенциал оптико-рефлекторных упражнений с применением призматических и сферических линз. Для осуществления этой методики создано большое количество тренажёров (например,  тренажёр «Зеница» очень удобен для использования дома, «Визотроник» часто используется в  медицинских центрах).

Если имеются признаки дизадаптации к оптико-рефлекторным методикам, добавляются лекарственные препараты, которые способны вывести из мышц и других тканей глаза продукты обмена и распада. Основой лечения  дизадаптации является всё же не выведение продуктов метаболизма, а восполнение энергетических затрат и недостаточности в цилиарной мышце.