Когда ребёнок начинает говорить позже, чем в  норме, это называется задержкой речевого развития (ЗРР).  Появление речи может быть обусловлено  психоэмоциональными факторами, нарушением слуха,  аутизмом,  задержкой психического развития, в связи с  наличием детского церебрального паралича,  поражений мозга, возникших в неонатальный период, билингвизма, или  позднего созревания ребёнка.

Речь это двигательный акт, который направлен на  реализацию вербальных реакций при помощи артикуляционного аппарата.  Язык же это  символьная система  отношений нескольких индивидов друг с другом. Обычно человек мыслит символами, а не  английским, русским, немецким или другими языками. Чтобы  эта символьная реакция была реализована в язык проходят  сложнейшие процессы в головном мозге. Полноценная речь возможна тогда, когда есть:

  • Зрение. Малыш с самых первых дней должен видеть, как говорят его родители. Затем он будет повторять эти движения;
  • Слух. Ребёнок будет говорить только в том случае, если он слышит собственный голос;
  • Зрелая центральная нервная система и  достаточно развитые сенсорные  и моторные проводящие пути;
  • Анатомически здоровая мускулатура дыхательной  системы, лица, языка, неба;
  • Правильная анатомия челюстно-лицевой области.

Первоначально  проблемы с нарушением речи выявляются в первичном  медицинском звене – на приёме у педиатра. Если такая проблема присутствует у ребёнка, она может негативно сказаться и  на его общем психическом, эмоциональном и социальном развитии.

развивающие игры с детьми

Симптомы психической патологии проявляются:

  • Нарушением  формирования двигательных реакций;
  •  Изменением тонуса мускулатуры;
  • Отсутствием фиксации взора и т.д.;

Наиболее благоприятны перспективы лечения, если эти изменения выявлены в ранние сроки.

Развитие речевых навыков: этапы

Внимательный взгляд и попытки  повторить артикуляцию взрослого  у ребёнка уже можно уловить на  1-2 неделе жизни.  В 1,5 месяца начинается первое гуление, которое вначале состоит только из гласных, а  спустя 1-2 месяца к ним присоединяются и согласные звуки.  К 4 месяцам  можно услышать  гуление  в виде  звучания свирели. Лепет у ребёнка начинается к 7-8 месяцам, а также  возникает произношение отдельных слогов. К концу этого этапа появляется модулированный лепет, то есть лепет с  подключением определённых интонаций.  По мере развития ещё через 1,5 месяца  ребёнок начинает говорить  короткие слова ма-ма, па-па, ба-ба. После года малыш  сопоставляет данные слова по смыслу с конкретными людьми.  К  13-15 месяцам в словарном запасе ребёнка уже есть несколько слов.  К полутора годам   можно различить звукоподражание различных окружающих звуков. Попытки  произнести  маленькие односложные фразы  возникают к  20 месяцам. К двум годам малыш уже может начать задавать вопросы, такие как «что это?». Третий год  жизни ознаменовывается  появлением слов, употребляемых в различных падежах, а также  используются  придаточные предложения. Длинные фразы и короткие монологи будут появляться  уже к 4-5 годам.

мама и мальчик

Речевое развитие детей раннего возраста в дальнейшем зависит от культурного и социального статуса семьи и занятий с ребёнком различными развивающими играми.

У мальчиков ЗРР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В общей популяции детей цифры колеблются от 3 до 10%.

Причины ЗРР

электический мутизм у девочкиКратко причины были описаны ранее, однако остановимся на них более подробно:

  1. Задержка психического развития. Эта причина является наиболее часто встречающейся.  Более половины случаев  нарушения речи приходится на неё.  Чем тяжелее психическое расстройство, тем сильнее выражены нарушения речевого развития. Прогноз  неблагоприятен тогда, когда существуют тяжёлые  нарушения психики. При  этом  нарушения психики возникают вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, гипоксии плода из-за плацентарной недостаточности, ядерной  желтухи, менингитов и энцефалитов новорожденных;
  2. Незрелость ребёнка. Данная причина действует  при многоплодной беременности, у маловесных и недоношенных, у пациентов с пороками сердца и  оперативных вмешательствах в неонатальном периоде. Недоразвитие речи  по данной причине возникает чаще у мальчиков. Если у ребёнка нет органической патологии головного мозга, речь  подтягивается к норме  к 5-7 годам;
  3. Аутизм. Это заболевание представляет собой нарушение психоречевого развития. Мальчики страдают чаще девочек в 3-4 раза. Аутизм проявляется скудностью эмоций, снижением или невозможностью визуального контакта,  ритуальными действиями, стереотипными движениями, отсутствием контакта с окружающими. Речь односложная, скудная, бесцветная, девиантная;
  4. Элективный мутизм. Эта патология проявляется нежеланием ребёнка говорить, хотя  никаких органических структурных поврежденийре аппарата на разных уровнях нет. Этим чаще страдают девочки. Возникает электический мутизм в связи с некоей генетической аномалией развития. Разговор у детей присутствует во время игры, иногда они говорят с родителями и друзьями, но никогда не общаются в школе и с чужими;
  5. Детский церебральный паралич (ДЦП). Здесь присутствуют и психические и моторные нарушения, что способствует недоразвитию речи;
  6. Глухота. При наличии глухоты или тугоухости ребёнок дезадаптирован и социально и психологически. При этом развивается нарушение речи, психики, интеллекта и личности. Порой обнаружить снижение слуха удаётся только к 2-3 годам. Маленькие дети не могут фиксировать и отмечать это состояние самостоятельно. Для этого в сроки планового осмотра детей врач должен интересоваться нет ли подозрений со стороны родителей на снижение слуха у их ребёнка, достаточна ли реакция ребёнка  на обращение, достаточно ли он понимает  направленную к нему речь. При развитии тугоухости ребёнок может  плохо себя вести, не слушаться в школе и плохо социально адаптироваться. Из акторов высокого риска  по развитию тугоухости можно выделить глухоту и тугоухость в анамнезе семьи, аномалии шеи и головы, брак кровных родственников,  асфиксия в родах, маловесный к сроку гестации, фетальный алкогольный синдром, врождённые инфекции, бактериальный менингит;
  7. Билингвизм. Замедление речи у ребёнка может быть при   наличии в семье нескольких разговорных языков. К 5 годам  ребёнок всё же  усваивает все языки и  развивается   без задержки;
  8. Психосоциальная депривация. Недостаточное питание, плохое материальное положение вплоть до нищеты, редкие контакты с родителями, неправильная лингвистическая стимуляция – все эти моменты будут приводить к ЗРР.

Как должен поступать педиатр в случае ЗРР?

Если  есть подозрения в  задержке речи, необходимо сначала выяснить особенности семейного анамнеза, течение беременности и родов. Обязательно нужно исключить  генетические синдромы, диморфизм и хромосомные заболевания. Назначаются консультации ЛОР-врача, генетика, невролога и психолога.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей лечится комплексно несколькими специалистами после предварительного обследования. Психотерапевт обязательно должен  лечить ребёнка с элективным мутизмом. Лекарственная терапия назначается с учётом  основного заболевания.

педиатр в кабинетеОднако существуют лекарственные вещества, которые оказывают неспецифический эффект общего действия.

К подобным препаратам относится  церебролизин. Полипептиды, входящие в состав лекарственного средства оказывают нейротрофическое и нейропротективное  действие. Применяется  церебролизин успешно уже с 1973 года в лечении  атеросклеротических изменений сосудов головного мозга. После чего  был доказан  терапевтический эффект в отношении  улучшения когнитивных функций при инсультах. У детей церебролизин корректирует нарушения внимания, речевых и   познавательных функций. При этом клинические испытания показали, что препарат безопасен в использовании.

Также церебролизин имеет чёткие показания при травматическом повреждении головного мозга, при задержке психического развития, гиперактивности, у детей с дефицитом внимания,  при болезни Альцгеймера, в  терапии эндогенной депрессии, цереброваскулярной недостаточности.

ЗРР и ЗПМР   часто  существуют параллельно. Выжидательная тактика при  наличии данных расстройств только приведёт к ухудшению состояния ребёнка и потере драгоценного времени. Ребёнка необходимо  обследовать, выявить причину и адекватно лечить. При этом и родители и воспитателя детских садов и школ должны принимать  непосредственное участие в улучшении адаптации  данного ребёнка к социальным условиям жизни.

Adblock
detector