Не секрет, что приближение осени и увеличение нагрузки на детский организм в связи с учёбой, посещением детских дошкольных учреждений, довольно серьёзные стрессовые факторы, которые взваливаются на организм ребёнка. Порой малыш абсолютно не готов к новым проблемам и из-за этого начинаются различные заболевания. Болезнь это всегда плохо, какой бы она ни была. Именно поэтому родители в этот период дают своим детям витамины. Существует твёрдое убеждение, что приняв курс витаминов, ребёнок не будет болеть. В этом есть доля правды. Однако не все комплексы подходят ребёнку и не все комплексы помогают настроить организм на предстоящую работу. В сети можно почитать отзывы о витаминных комплексах различных производителей.
Содержание
Почему же существует недостаток минералов и витаминов?
Основным фактором, способствующим этому, является неполноценное питание. Дети не всегда хорошо едят и из-за этого в их организм не поступают все необходимые пищевые вещества так нужные растущему организму. Ещё одним алиментарным фактором является неправильная обработка и приготовление пищи, во время которых происходит разрушение полезных веществ. Некоторые витамины продуцируются и в организме, поэтому при нарушении микрофлоры кишечника, к примеру, происходит недостаточная выработка витамина К и витамина В12. Таким образом, витаминизация детей специально разработанными комплексами процедура нужная и обязательная в зимне-весенний и осенне-зимний периоды.
Основные моменты мы представим в виде чётких ответов на конкретные актуальные вопросы.
Вопрос №1. Какие потребности в витаминах у детей разных возрастов?
Дети разных возрастов испытывают также и разные потребности в витаминах и минералах, поэтому необходимо индивидуально подбирать комплексы. Современной педиатрией устанавливаются определённые нормы для различных регионов проживания, так как в каждой местности в продуктах питания своё содержание полезных веществ. Мы приводим российскую таблицу, где чётко расписаны дозы витаминов и минералов по возрастам.
Назначить витаминно-минеральный комплекс (ВМК) всегда можно, однако существует проблема соответствия концентрации того или иного вещества в инструкции и в самом препарате. Возникает вопрос о доверии производителю. Фармацевтические компании с мировыми именами дорожат своей репутацией, поэтому делают всё возможное, чтобы получить качественный продукт. На данный момент на упаковках пишут даже процентное содержание витамина от суточной потребности.
Вопрос №2. Как правильно поступить в ситуациях повышенной потребности в витаминах?
Не всегда требуется восполнение только суточной потребности. Нередко возникают ситуации повышенной необходимости в ВМК. Что это за состояния:
- Периоды, когда детский организм претерпевает интенсивный рост и развитие;
- Если ребёнок находится в стрессовых климатических условиях;
- При интенсивной физической и психической нагрузке;
- Во время инфекционных и других заболеваний;
- При плохих экологических условиях;
- При гормональных нарушениях и патологии органов эндокринной системы;
Ребёнок интенсивно развивается на протяжении многих лет. В это время проходит и развитие иммунной системы, значение которой переоценить невозможно. Здесь выделяется пять кризисных этапов, требующих повышенных энергетических затрат и затрат строительного материала. Именно на этих этапах применение ВМК способствует плавному и безопасному развитию. Кратко обозначим эти этапы, или периоды:
- период новорожденности (длительность его составляет 28 дней);
- 3-6 месяцы жизни, когда начинается ослабление иммунитета, переданного малышу от матери;
- 2-й год жизни. Ребёнок идёт в детсад, он чаще общается с другими детьми и взрослыми. Этот период ознаменовывается;
- 6-7 годы жизни. Иммунная система претерпевает большие перемены. Теперь её направленность не вирусная, а бактериальная. Процесс идёт, и дети могут болеть очень часто;первыми заболеваниями;
- подростковый возраст (у девочек это 12-14 лет, а у мальчиков 14-15 лет). В этот период меняется гормональный фон, что ведёт за собой большие перестройки.
Вопрос №3. Как длительно можно принимать витамины? Нет ли опасности ежедневного приёма?
Официальные исследования в данной области не раз подтверждали, что ежедневный приём лечебных дозировок витаминов не сказывается отрицательно на состоянии здоровья. Даже при приёме препаратов в дозировках, превышающих лечебные в несколько раз, не было достигнуто побочных эффектов. Принимать витамин С и Е можно и в десятикратном превышении обычной дозировки. Однако все эти моменты приёма характерны для взрослых. Применение больших доз витаминов и их длительное ежедневное употребление не оправданы в педиатрии, так как всё это вызывает аллергическую настроенность ребёнка. При этом не стоит отказываться от ВМК в периоды повышенного энергопотребления. Производители устанавливают цены на витаминные комплексы таким образом, что курс приёма не отяготит карман среднестатистического гражданина.
Вопрос №4. Не конфликтуют ли друг с другом и как воздействуют на организм несколько витаминов и минералов в одной связке?
Наукой доказаны и выявлены все взаимодействия витаминов друг с другом, поэтому существуют определённые пары веществ, которые инактивируют действие один одного или наоборот усиливают и дополняют. К примеру, витамин В1 несовместим с витамином В6, поэтому принимаются они в разные дни. Никотинамид, или витамин РР усиливает взаимодействие между тем же витамином В1 и цианкобаламином (витамин В12). Витамин же В2 усиливает распад витамина С.
Также может быть положительное взаимодействие между минералами и витаминами. Например, кальций прекрасно уживается с витамином Д3, более того их синергизм укрепляет кости, связки, улучшает работу щитовидной железы. При анемиях применяются схемы лечения: железо-витамин В12-фолиевая кислота. Эти вещества прекрасно работают вместе и гемоглобин у пациента быстро восстанавливается. Не любят железо ретинол, рибофлавин (вит. В12), витамин Е, пантотеновая кислота, рутин и др.
Лучшие витаминные комплексы создаются на основе знаний всех этих и многих других химических взаимодействий. Комплекс не должен быть перегружен, а обязательно здесь необходим баланс всех элементов.
Вопрос №5. Как решить вопрос проблемы несовместимости витаминов и минералов?
Это действительно актуальная проблема. Производитель собирает в одну таблетку совместимые микроэлементы и витамины. Однако существуют и антагонисты. Такие вещества могут объединяться в другую таблетку. Таким образом, комплекс будет состоять из двух типов таблеток, для которых предусмотрен раздельный приём. Например, утром одна таблетка, а вечером другая. Только это не очень удобно, поэтому производители заключают антагонистические элементы в отдельные микрогранулы, которые растворяются в различных отделах желудочно-кишечного тракта или в разное время. Иногда самые реактогенные компоненты вносятся даже в состав оболочки таблетки или самой желатиновой капсулы. Так производят витаминные комплексы для детей «Пиковит». Линейка разделена на несколько возрастных групп, в каждой из которых подобраны необходимые количества полезных для детского организма веществ.
Необходимо отметить, что наиболее удобной и правильной формой выпуска являются таблетки, так как в них можно разделить несовместимые компоненты. В жидких же ВМК используются более сложные и трудоёмкие технологии с применением двухкамерных ампул, лиофилизации. Причём чем меньше воды, тем менее вероятным будет химическое взаимодействие. Однако жидкостные формы необходимы для применения у маленьких детей, которые не могут проглотить таблетку.
Вопрос №6. О совместимости витаминов с иными лекарственными препаратами
Несомненно, что нужно учитывать взаимодействие витаминов и принимаемых пациентом препаратов, дабы избежать неблагоприятных реакций и последствий. Одни витамины могут усиливать антибактериальный эффект, а другие будут инактивировать действие препарата. Например, некоторые антибиотики могут усиливать аллергенность витаминов группы В и вызывать серьёзные анафилактоидные реакции. Витамин С повышает концентрацию пенициллинов и тетрациклинов, но снижает активность непрямых антикоагулянтов и гепарина. Если аскорбиновую кислоту принимать вместе с аспирином, то её выведется с почками значительно больше, чем при моноприёме.
Поэтому мы рекомендуем не применять витамины во время курса антибиотикотерапии. Начните давать ВМК ребёнку после завершения всех основных лечебных мероприятий.
В заключение стоит отметить, что в педиатрии препараты, которые используются с целью коррекции дефицита витаминов можно разделить на две категории:
- витамины;
- витаминно-минеральные комплексы.
Для детей до 3 лет созданы специальные жидкостные формы, которые целесообразно применять. После достижения ребёнком 2 лет, когда начинается активный процесс жевания, можно перейти на жевательные таблетки.
Оптимально подобрать конкретный препарат для конкретного ребёнка довольно сложно, так как нужно учесть ряд факторов, связанных с критическими периодами его развития.