В  данной  статье  мы  расскажем о случае  возникновения  слабоумия  у  ребёнка  10-ти  лет, инфицированного  ВИЧ. Это состояние  возникает  из-за  атрофических  изменений  в коре  больших  полушарий. Подобные изменения  находят  при  вскрытии  у  людей,  умерших  от  СПИДа.

Особенности  ВИЧ-инфекции  у детей

Особенности  данного  заболевания  существуют  при  внутриутробном  инфицировании  плода или  же  в раннем  постнатальном  периоде. У  детей  течение  СПИДа  достаточно  злокачественное  из-за  незрелости  иммунной  системы. Ребёнок  внутриутробно  заражается  в основном  в матке,  при  прохождении  через  родовые  пути,  а  также при   грудном  вскармливании.

Проявление болезни  начинается  уже  спустя  4-6  месяцев  после  рождения. Чаще  всего  дети  доживают  лишь  до  2  лет. Если  ребёнок  заражается  в позднем  постнатальном  периоде,  течение  заболевания практически  идентично  таковому  у  взрослых  пациентов.
Взрослые  больные  деменцией приобретают  данное  состояние  спустя  15  лет   заболевания,  при  этом  могут  развиваться  повреждение  сосудов,  менингит,  энцефалит. Из  проявлений можно  отметить:

  • головную  боль;
  • нарушение  остроты  зрения.

Поражённые  вирусом защитные  клетки  иммунной  системы  не   могут  уберечь   от   оппортунистических  инфекций.  Из  данных  заболеваний  выделим:

Классификация  деменции

На  сегодняшний  день   СПИД-деменция  обозначается  как   ВИЧ-ассоциированный двигательно-познавательный  комплекс.  При  этом  выделяется  ВИЧ-ассоциированная  деменция,  которая  в некоторых  случаях  может  быть  первым  проявлением  ВИЧ-инфекции. Кроме  того,  существует  ВИЧ-ассоциированная  миелопатия,  которая  проявляется  двигательными  нарушениями. Помимо  выше  описанных  различают  и ВИЧ-ассоциированные познавательно-двигательные  расстройства.

врач и ребёнок

Клинический  случай

Ребёнок 10-ти  лет по  инициативе  матери  был  доставлен  в психоневрологический  диспансер  на  осмотр. Поводом  для  таких  действий  стало  изменение  поведения   ребёнка в виде неспособности  становиться  на  ноги, подниматься  с  кровати.

В  школе  учитель  заметила, что мальчик  стал  рассеянным,  застывал  на  одном  месте,  произошло  нарушение  концентрации  внимания, быстро  утомлялся  и  была  утеряна  мотивация  к  учёбе. При  этом  до  недавнего  времени  мальчик  всегда  был  дисциплинированным,  учился на  «отлично»,  не  отличался  непослушанием.  После  окончания  учебного  года,  летом, стала  проявляться  гиперреактивность, стал  неуправляем, игрушки  ломал  и  выбрасывал  их  с  балкона,  на  замечания с его стороны реакции  никакой  не  было.

При  посещении  врача  ребёнок  был  замкнут,  напряжён,  речь  его  была  непонятна. Оказалось  совершенно  невозможным  провести психологические  тесты.

Мать  не  посчитала  нужным  информировать  врачей,  что  она  является  ВИЧ-инфицированной. Как  выяснилось,  диагноз был  установлен  в 2006  году  во  время  лечения  затянувшейся  пневмонии. При   этом на  вопрос  о  том,  почему  она укутала  голову  и  шею  платком, ответила,  что  переносит  онкологическое  заболевание. На  тот  момент  женщина  проходила  лечение  по  поводу  ВИЧ-ассоциированной  лимфомы.

Таким  образом,  в свете  выясненных  данных  мальчику  был  выставлен  диагноз «полиморфное  психотическое  расстройство  с  признаками  шизофрении».  Врач  рекомендовал  пройти  полное  неврологическое  обследование,  чтобы  исключить  патологический  процесс  объёмного  характера  в  лобной  доле  головного  мозга.

Госпитализация мальчика

Осенью, в  сентябре,  мальчик  поступил  в  отделение  «РНПЦ психического  здоровья» по  направлению  врача  диспансера. У  пациента  отмечались  все  выше  перечисленные  жалобы.

Из  анамнеза  стало  известно,  что  ребёнок  от  второй  беременности первых  стремительных  родов. Роды  прошли  без  осложнений  и   мать  с сыном  были  выписаны  из  роддома вовремя. Дома  малыш развивался  без  особенностей.  Оформление  в  детский сад  прошло  в 2 года. Обучался по  общей  программе дошкольного  учреждения успешно.

у ребёнка задержка роста

В  школу  пошёл  в 6  лет, и  обучение также  происходило  по  общеобразовательной  программе. До  3-го  класса  учился  на  «отлично». К  концу  третьего  класса  начались  трудности  в обучении.

В  сентябре  того  же  года ребёнку  рекомендовано  обучаться  на  дому  по  той  же  общей  программе. С учёбой  мальчик  не  справлялся. Не  сразу  стало  известным,  что  мать  ВИЧ-инфицирована  и  что  несколько  раз  он   пребывал  в стационаре  по  поводу  некоей  энцефалитической реакции,  заболевания  крови, малой  хореи.

После  того,  он  лечился  в  другом  стационаре,  где  уже  и   был  выставлен  диагноз  ВИЧ-инфекции,  четвёртой  клинической  стадии,  то  есть  СПИДа. Также  диагноз  включал  в себя мультифокальная лейкоэнцефалопатия, орофарингеальный  кандидоз.  Назначена  антивирусная  терапия,  лечение  деменции.

Чем  мальчик  болел  за  свою  жизнь?

Из  перенесенных  патологических  состояний  отметим:

Травм  и  эпилептических  припадков  со  слов  матери не  было. Имеется  аллергия  на  пыльцу  растений (поллиноз) и  пищевая  аллергия.

Неврологическое и  психическое  состояние

Со  слов  матери  жалобы на нарушение  письма  и  речи. Никаких  более  неврологических  поражений  не  выявлено.

Мальчик  не  выполняет  координаторные  пробы,  в позе  Ромберга  устойчивости  не  наблюдается. Походка  неуверенная.

В месте  пациент  ориентируется частично,  спокоен, знает,  кто  он,  говорит   быстро,  смазанно,  последовательность  времён  года  не  знает,  дни  недели   называет  по  порядку  правильно,  основные  цвета  знает. У  него  нет  понимания  смысла  пословиц  и  поговорок. Быстро  утомляется  и  истощается.слово спасите капсулами

Диагностика

На  МРТ  не  обнаружено  никаких  объёмных  образований. Картина  соответствует  ВИЧ-ассоциированному энцефалиту.

Во  время  психологического  исследования  не  проявляет интереса,  ответы  его  неразборчивы. Мальчик  постоянно  отвлекается,  не  задумывается  над  ответами  на  вопросы,  концентрация  внимания  низкая,  быстро  и  часто  отвлекается.

Динамическое  наблюдение

При   наблюдении  состояние  пациента  значительно  ухудшилось,  ухудшился  при  этом  и  интеллект.  Контакту  практически  недоступен. Логики  в мыслительном  процессе  не  прослеживается.

Уровень  развития  мальчика  возрасту  не  соответствует. Мышление  инертное, истощаемые  психические  процессы. Логопедом  выставлено  заключение,  такое как  нарушение  артикуляции  речи.

У  пациента  на  первом  плане  фигурируют  когнитивные,  то  есть  познавательные  расстройства. Наряду  с этими  изменениями  страдает  и  концентрация  внимания. Дурашливость  ребёнка,  расторможенность,  возбудимость  ввели  в заблуждение  врачей  на  первоначальном  этапе  диагностики  заболевания,  что  привело  к постановке  неправильного  диагноза.
Одной  из  главных  недостатков был  недостаток  информации  из  анамнеза жизни  ребёнка. Информация  была  намеренно  скрыта  матерью,  инфицированной  ВИЧ. При  более  раннем  выявлении  заболевания  и  назначения   антиретровирусного  лечения  помогли  бы  оттянуть  на  неопределённый  срок  симптомы  деменции.