С чем ассоциируется слово «наркоман» в обычном быту? Наверняка это зависимость с «ломками», умственная и физическая деградация, беспринципность, криминал, потухшие глаза и ранняя смерть. К сожалению, общество не всегда верно примеряет подобный образ к потребителям различных психоактивных веществ, но есть наркотики, которые именно такая картина характеризует точь-в-точь. Это — опиаты, одним из наиболее «ярких» представителей которых является героин. О нём сегодня и поговорим.

Общая информация

Пузырек героина, выпускавшимся в начале 20-го века как лекарствоГероин – от лат. heroicus, героический. Он синтезирован, как наиболее мощное на то время (рубеж ХIХ и ХХ вв.) средство от кашля, и довольно долго продавался легально. Затем оказалось, что по силе привыкания героин намного мощнее своего предшественника морфина. Однако шкатулка Пандоры была уже открыта.

Первым героин начала выпускать компания Bayer, известная изобретением аспирина.

Героин активирует опиатные рецепторы, отвечающие за борьбу со стрессом и обезболивание, а также опосредствовано вызывает выброс дофамина, дающего эйфорию и ощущение счастья. При регулярном употреблении героин заменяет собой наши внутренние активаторы опиатных рецепторов энкефалины и эндорфины, и этим угнетает их естественный синтез. В результате при прекращении употребления героина развивается ряд симптомов, превращающих обычную жизнь в ад.

Зависимость и абстиненция

В социуме бытует мнение, будто на инъекционные наркотики «приседают» с первой дозы. Это не так. Даже более – в первый раз потребитель психоактивных веществ может не почувствовать никакого особого эффекта. Понимая, что тезис про моментальную зависимость является ложным стереотипом, человек становится более беспечным. На протяжении 2-3 недель развивается зависимость.

При наличии привыкания через 8-10 часов после последней инъекции начинает развиваться абстинентный синдром. Бывалые наркоманы называют данное состояние «кумары». По клинической картине начальная стадия героиновой абстиненции напоминает грипп. Повышается температура, может быть рвота и понос. Появляется неприятная ноющая боль в суставах и мышцах. Эмоции выходят из-под контроля; человек становится грубым и агрессивным.

Фактически боль при опиатной абстиненции ненастоящая, так как не является сигналом о какой-либо критической дисфункции либо повреждении. Болевая импульсация появляется потому, что нет ни естественных её ограничителей (эндорфинов), ни подавляющего наркотика извне. Однако человеку, которого пронизывает эта боль, от её виртуальности не легче, ибо ощущения вполне реальны.

Последствия употребления героина реалистично раскрыты в фильмах «Реквием по мечте» Даррена Ароноффски и «На игле» Дэнни Бойла.

При прогрессировании абстиненции боль приобретает характер «ломки». Интенсивность болевых переживаний может конкурировать с самыми тяжёлыми средневековыми пытками. Человеку кажется, будто его конечности выкручиваются из суставов, а мышцы пронизывают десятки ножей. Боль терзает свою жертву постоянно и с нарастанием, заполняя сознание практически полностью.

Второй существенный компонент опиатной абстиненции – мощнейшая депрессия, страх, самоуничижение. Мозг, лишённый дофаминовой подпитки, гарантирует своему незадачливому владельцу ощущение жуткой, тотальной угнетённости без тени каких-либо надежд.

Без помощи медиков ломка длится до недели. Увы, но тезис, что наркоман за дозу готов на что угодно – не миф. Кто хотя бы раз пережил опиатную абстиненцию – тот сделает всё, чтобы больше этого с ним не случалось. Данным печальным фактом успешно пользуются рабовладельцы ХХI века.

Опиатные проблемы

Организм умён и пытается бороться с чрезмерностями души, живущей в нём. При регулярном поступлении героина извне для снижения его отрицательного влияния уменьшается количество опиатных рецепторов. Однако наркоман, желая достичь привычного эффекта, увеличивает дозу препарата. Это явление называется толерантностью. К сожалению, толерантность развивается не только к героину, а и к собственным эндорфинам. В результате интенсивность и продолжительность боли при абстиненции многократно увеличиваются.

чёрно-белая иллюстрация депрессии

Депрессии не уходят, а становятся стандартным состоянием

После ломки подавленное и выжатое состояние наряду с выраженной депрессией и угнетением организма сохраняется до месяца. Но наиболее страшное в другом.

Человек перестаёт чувствовать радость и счастье. Он привык получать их в концентрированном виде через вены. Другие пути, традиционные для остальных людей – разрушены. Героиновый наркоман, даже если больше не употребляет, не может ощутить обычное и простое удовольствие. Фильмы, еда, работа, солнце, море, спорт, секс – всё кажется тусклым и никаким. Чувства выхолощены, огонька в душе нет. Возобновление естественных эмоций возможно, но оно длится не один год. Именно поэтому при опиатной наркомании так часты рецидивы.

Музыкальный рок-идол молодёжи 90-х Курт Кобейн страдал зависимостью от героина и в итоге покончил с собой.

Из-за сильной депрессии среди героинщиков нередки случаи суицида в момент ощущения собственной беспомощности и бесперспективности дальнейшей борьбы. Помимо суицидальных тенденций, на фоне отказа от героина возможно развитие полновесного психоза.

Дофаминовое голодание: удар по морали

наркоман с ножомОт дофамина зависит не только чувство эйфории. Этот нейромедиатор участвует в очень многих звеньях разумной деятельности. Ни одно решение не обходится без него. При отмене героина падает производство дофамина. Человек становится вялым и апатичным, сохраняя подобное состояние месяцами.

Наш мозг очень тонок и сложен. Он совершенствовался эволюцией миллионы лет. На этом фоне некоторые моменты высшей нервной деятельности, такие как понятия чести, долга или морали, появились весьма недавно. Структуры мозга, отвечающие за надсознательные потребности, ещё очень молоды. И поэтому именно они в первую очередь чувствительны к дофаминовому голоданию.

Панический страх перед ломкой может толкнуть больного на преступление. Дофаминовый голод уничтожает в зародыше совесть и сомнение. Наркоман становится лживым и аморальным существом, живущим по своим законам. Сначала он продаёт своё имущество, затем начинает воровать. Грабёж в исполнении опиатного наркомана весьма опасен из-за его физической слабости – результат-то нужен. И в ход идут дополнительные приспособления в виде различного оружия, приводимого в действие чаще всего исподтишка. Человек со сформировавшейся опиатной зависимостью – далеко не иллюзорная угроза как своим близким, так и обществу.

Последствия героиновой наркомании для организма

Помимо мозга, героин прохаживается бетонным катком и по другим органам. Картина напоминает старение, происходящее в кратном темпе. Очень немногие любители героина могут похвастаться долголетием – в их номинально молодых телах сердце или печень биологически могут «выглядеть» на все восемьдесят.

Подобно старикам, опиатные наркоманы очень чувствительны к изменениям погоды – суставная боль, подобная ревматической, сразу же даёт о себе знать.

Снижается иммунитет. Туберкулёз, пневмонии и гнойные заболевания мягких тканей постепенно становятся неразлучными спутниками потребителей героина, особенно если при инъекциях не соблюдается стерильность (а чаще всего так и бывает). Любые ОРВИ у потребителей опиатов протекают тяжело.

Также популярен широко и печально известный атрибут внутривенной наркомании – СПИД. Менее «раскрученные», но намного более частые нарушения, связанные с отсутствием стерильности иголок для инъекций – аллергические проявления в виде сыпи, воспаление вен (флебит) вплоть до полного их зарастания и хронический эндокардит, усугубляющий и без того невесёлую картину в сердце.

Вред организму от героина необратим.

От употребления героина в ускоренном темпе разрушаются и выпадают зубы, оставляя после себя изъязвлённые незаживающие дёсна. Пропадает баланс вегетативной нервной системы. Озноб, жар, потливость, сердцебиение, скачки артериального давления, тошнота и зуд – всё это причиняет дополнительный дискомфорт и ухудшает качество жизни.

Общая слабость и дистрофия приводят к серьёзным сбоям в работе половых органов. У мужчин развивается импотенция, у женщин – дисменорея. Оба пола могут получить в нагрузку к зависимости ещё и аноргазмию.

Прогрессирующее падение интеллекта вместе с вышеописанными изменениями на протяжении считанных лет превращают молодого и энергичного потребителя психоактивных веществ в умирающую развалину, настоящий ходячий труп.

Prognosis pessima

К сожалению, медицина пока что в основном предлагает купирование абстиненции и дальнейшую симптоматическую или заместительную терапию.

Всё зависит от воли наркомана, тающей с каждым днём. Вырываются из тюрьмы опиатной зависимости и возвращаются к нормальной жизни по различным подсчётам всего лишь от 5 до 10 процентов зависимых. Цифры, вполне сравнимые со смертностью от злокачественных новообразований.

Опыт лечения за рубежом говорит об улучшении результатов при госпитализации на длительный срок. Заплатив несколькими месяцами своей жизни, можно повысить шанс до 30-40%

Увы, состояние медицины в нашей стране пока что не позволяет обеспечить больных подобным по времени и затратам объёмом помощи. Есть реабилитационные центры, созданные энтузиастами, но их результаты различны и местами сомнительны, так как нет единой методики подхода к реабилитации наркобольных.

Помимо удалённых следствий употребления героина, есть ещё и летальный риск, связанный с передозировкой вещества. Об этом будет информация в следующей статье, где мы продолжим экскурс в тяжёлый мир опиатов и расскажем о морфине.

Видео о ломках героиновых наркоманов

Adblock
detector