Тысячелетия назад в процессе эмпирического поиска полезных свойств растений люди открыли для себя опиум, производимый из макового молочка. Помимо обезболивающего действия, данный алкалоид даёт эйфорию, правда, в этом плане до ХІХ века более популярен был алкоголь.

После изобретения внутривенного способа введения препаратов опиум и его производные начали стремительно набирать популярность. Особую роль сыграл основной ингредиент опиума — морфин (морфий).

Общая информация

Морфин получил своё название от имени древнегреческого бога сна Морфея из-за некоторого сходства эффектов и субъективных ощущений. В частности, он даровал избавление от боли как физической, так и душевной. Немудрено, что не знавшие о другой стороне медали люди начали быстро привыкать к новому веществу.

Морфин впервые выделен из опиума в Германии в 1804 году.

Картина зависимости от морфия хорошо описана в литературных произведениях. Наиболее известным из них для русского человека является одноимённый рассказ Михаила Булгакова, по мотивам которого не так давно Алексей Балабанов снял нашумевший фильм.

Опиум применяется человечеством в медицине 4000 лет.

Механизм действия, а также симптомы и последствия регулярного употребления морфина и его родственников по опиатной линии сходны по всем параметрам и отличаются лишь не особо существенными деталями. Поэтому всё уже сказанное нами в статье о героине справедливо и для его старшего брата.

Структурные формулы наиболее популярных опиатов (фотогалерея)

Сегодня мы поговорим о наиболее трагичном аспекте опиатной зависимости — передозировке, ежегодно уносящей всё новые и новые жизни любителей сладкой морфиновой эйфории.

Факторы риска

Естественно, основной категорией кандидатов на тот свет вследствие передозировки морфина и его производных являются люди с опиатной зависимостью как наиболее интенсивные потребители опасных для жизни веществ. Помимо них, регулярно принимают морфин онкобольные.

Среди онкологических больных часты случаи суицида как вследствие передозировки морфина, так и из-за его внезапной отмены.

Морфин и его производные имеют очень неуловимый и внезапный момент перехода от высшей точки приятных ощущений до угрозы летального исхода — эйфория развивается параллельно с угнетением дыхания и сердечной деятельности. При опиатной зависимости неизменным спутником являются прыжки толерантности к потребляемому веществу, ввиду чего наркоман часто может попросту не заметить превышение опасной для жизни дозы.

Естественно, легче всего переступить летальный порог при внутривенном введении морфина; поэтому потребители инъекционных форм опиатов умирают чаще, чем потребители неинъекционных.

Часто в поиске новых ощущений опиатные наркоманы начинают комбинировать опий, морфин или героин с другими психоактивными веществами — алкоголем, снотворными, стимуляторами и т.п. Последние особо опасны при одновременном введении с опиатами (спидбол)- вследствие их антагонизма, помимо своеобразных психологических эффектов (т.н. качели), происходит мощнейшая встряска в первую очередь для сердца, которое и без того является слабым звеном организма любителя наркотиков. Именно острая сердечная недостаточность — наиболее частая причина смерти при дополнении опиатов другими веществами.

Хронические заболевания всегда истощают резервы организма. С увеличением стажа наркомании и букета сопутствующих проблем со здоровьем риск умереть от передозировки возрастает, так как снижается индивидуальная летальная доза потребляемого вещества. Данный грустный факт также актуален для онкологических больных, получающих морфин по рецепту.

Так сложилось, что подавляющее большинство потребляемых опиатов являются «уличными», т.е. либо производятся кустарными методами, либо разбавляются наркодилерами с целью получения дополнительной выгоды. Стабильной концентрации опиатов в уличных наркотиках попросту не существует. Один и тот же кубик готового «зелья» может содержать как крайне низкое и непригодное для приятных ощущений количество действующего вещества, так и вполне себе летальную дозировку.

Шприц с мутной жидкостью

Подавляющее большинство потребляемых опиатов являются «уличными»

Случаи смертельных инъекций вследствие случайного попадания в организм более «чистого» наркотика очень часты. Кустарность производства диктует ещё один печальный момент — наличие в продукте токсичных примесей, дополнительно повышающих летальность наркотика.

После ремиссии в употреблении опиатов независимо от её причины (добровольный отказ от наркотиков, лечение, лишение свободы и т.п.) толерантность может снизиться в разы. Если на фоне существенно снизившейся толерантности употребить «привычную» дозу опиатов — смертельный исход почти гарантирован.

Клиника передозировки

Чем больше опиатов в крови — тем больше наслаждения, человек будто растворяется в неге блаженства. Уже не существует привычного восприятия окружающего мира — только лишь поток непрерывного «кайфа». Ощущения настолько сильны, что наркоман забывает обо всём. В том числе — дышать.

От передозировки опиатами умерли художник Жан-Мишель Баския, гитарист Deep Purple Томми Болин, гитарист Sex Pistols Сид Вишез, рок-певица Дженнис Джоплин, лидер группы «Король и Шут» Михаил Горшенёв и многие другие знаменитости.

Мы дышим незаметно для себя, без дополнительных усилий со стороны сознания. За работу лёгких отвечает дыхательный центр. Именно он является основной мишенью опиатной бомбардировки при повышенных дозах. В норме деятельность дыхательного центра регулируется концентрацией углекислоты в крови — нарастание её стимулирует лёгкие. Однако опиаты «тянут канат» в другую сторону, и чем их больше поступило — тем они сильнее перевешивают естественные механизмы.

Угнетение дыхания и следующее за ним неминуемое угнетение сердечной деятельности — основная патофизиологическая причина смерти от передозировки морфина и его производных.

Худой героиновый наркоман со шприцом в руке

Чем больше опиатов в крови — тем больше наслаждения, человек будто растворяется в неге блаженства

Сначала дыхание становится более редким и поверхностным. Потом начинаются остановки. Сначала непродолжительные, длительностью в секунды, они становятся всё более длинными. И в один не очень прекрасный момент дыхание после подобной остановки не возобновляется.

До момента остановки дыхания вследствие его угнетения часто наблюдаются храп, бульканье или характерная пена изо рта.

Характерным признаком того, что в крови присутствуют морфин и его родственники — очень маленький точечный зрачок, не больше булавочной головки, уменьшающийся вследствие действия опиатов на вегетативную нервную систему.

Расширение зрачка после его «точечной фазы» при продолжающейся остановке дыхания или сердечной деятельности указывает на начавшуюся агонию.

От снижения насыщения крови кислородом человек сначала бледнеет, а затем синеет, начиная с губ, пальцев и кончика носа.

Мышечный тонус при передозировке опиатами снижен. Конечности бессильно висят.

Как вследствие прямого действия опиатов, так и из-за общего состояния наблюдается снижение рефлексов на боль и прочие раздражители — человек в состоянии передозировки не реагирует на уколы, пощёчины и прочие болевые приёмы.

Постепенно уходит сознание, вместе с ним — ориентация во времени и пространстве. Речь становится бессвязной, вялой, неразборчивой. Человек погружается в сон, имеющий все шансы стать вечным, поэтапно проходя стадии сопора и комы.

Падает давление. Пульс становится нитевидным (вместо ощутимого толчка в пульсовой точке есть лишь подобие натянутой нитки) и постепенно исчезает.

Могут наблюдаться рвота и судороги.

Вышеописанные симптомы при передозировке опиатов чаще всего развиваются быстро, в зависимости от индивидуальных особенностей организма и принятого количества действующего вещества — от нескольких секунд до 10-15 минут. Порой человек задерживается на стадии комы до нескольких часов. Финал без оказания помощи всегда печален.

Помощь при определении состояния передозировки может оказать наличие старых или свежих следов инъекций по ходу вен на руках, ногах или в паху.

Первая помощь при передозировке морфином и его производными

Сердечно-лёгочная реанимация

  • немедленно вызвать скорую помощь;
  • привлекать внимание больного окриками, щипками за мочку уха, лёгкими пощёчинами;
  • не давать уснуть или «отключиться», пытаться разговаривать с больным, заставлять отвечать на вопросы, при потребности жёстко напоминать о необходимости дышать;
  • если отравление произошло не инъекционным путём — промыть желудок;
  • при наличии ввести внутривенно по 1-2 ампулы налоксона (специфический антидот) и кордиамина (стимулятор дыхания и кровообращения); в случае невозможности внутривенного введения — уколоть подкожно или внутримышечно; если удалось выяснить, что помимо опиата был принят стимулятор — кордиамин противопоказан; при отсутствии налоксона аналогичную блокировку опиатных рецепторов осуществляет налорфин;
  • при остановке дыхания и кровообращения необходима экстренная сердечно-лёгочная реанимация.

Скорую помощь следует вызвать даже при наличии антидотов, так как действие последних более кратковременно, чем действие отравляющего вещества; дальнейшая интенсивная терапия для таких больных жизненно необходима.

Наиболее эффективным средством профилактики передозировки опиатов является отказ от их употребления. Морфин и его производные — наиболее опасные и непредсказуемые по интенсивности своего воздействия наркотики.

Adblock
detector