Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА)– это группа аллергических пневмопатий, возникающих на базе аллергических реакций легочной ткани в результате длительного воздействия конкретного антигена. ЭАА характеризуется диффузным гранулематозным воспалительным процессом альвеол и интерстиция легочной ткани. Этот термин предложил еще в 1967 году J. Pepys. Кроме этого термина существует еще несколько, обозначающих это заболевание: «ингаляционная пневмония», «гиперчувствительный пневмонит», диффузная интерстициальная пневмония», «серозная лихорадка», «интерстициальный гранулематозный пневмонит».

Экзогенный аллергический альвеолит лёгких располагается в группе пневмоконизов, которые возникают и развиваются в результате длительного токсико-аллергического аэрозольного воздействия.

Виды этиологических факторов, вызывающих профессиональный экзогенный аллергический альвеолит:

  1.  Микроорганизмов: грибов, простейших, термофильных актиномицетов, бактерий;
  2.  Продукты жизнедеятельности микроорганизмов: белки, эндотоксины, липопротеиды, гликопротеиды, полисахариды, ферменты;
  3. Биологически активные животные субстанции: шерсть, сывороточные белки;
  4. Биологически активные растительные субстанции: заплесневелая солома, опилки, экстракты кофейных зерен;
  5. Низкомолекулярные соединения: диизоционат толуола, тяжелые металлы и их соли;
  6. Лекарственные препараты: антибиотики, антиметаболиты, нитрофураны, антимиотонические препараты.

Такое заболевание, как «легкое фермера» впервые было литературно описано в 1932 году. Оно было вызвано длительным аэрозольным воздействием со стороны влажного заплесневелого сена. Вызывают его термофильные актиномицеты. Актиномицеты не превышают размера в 1 мкм и обладают морфологическими свойствами грибов. Грибы такого рода легко можно встретить в компосте, почве и воде. Термофильные актиномицеты развиваются при температуре 45-65 С, а это как раз  и есть та температура, которая необходима для процессов гниения органических веществ. ЭАА так же неоднократно выявлялся у хлопкоробов, зерноводов, табаководов, шлифовальщиков риса, работников овощехранилищ, кофейных плантаций, фармакологов, работающих с препаратами, в состав которых входят истинные грибы, термофильные бактерии, бактериальные продукты, рыбные белки, животные белки, водоросли, растительная пыль. Бывают случаи развития ЭАА у людей, тесно контактирующих с полиуретаном, пластмассой, смолами. Основное же значение отводится таким веществам как фталевый ангидрид, диизоцианаты. Также описано несколько случаев, в которых роль провокатора играли соли тяжелых металлов, инсектицидов (сульфат меди, для опрыскивания деревьев), соединений диизоцианитов, используемых в лакокрасочной, автомобильной, резиновой промышленности.

Также экзогенный аллергический альвеолит лёгких наблюдался у лиц, тесно контактирующих с некоторыми лекарственными препаратами, например препаратами, изготовленными из гипофизарной железы крупного рогатого скота (применяются в виде ингаляций для лечения несахарного диабета).  Достаточно тяжело протекает ЭАА у людей, работающих на производстве трипсина, пепсина стрептомицина, метотроксата, азатиоприна и т. д.

Патогенетические особенности ЭАА

макрофаги в легочных альвеолах

ЭАА относится к типу иммунопатологических заболеваний. Ведущая роль во всем патологическом процессе отводится аллергическим реакциям 3-4 типа. Но так же существуют формы не иммунного характера.

Помимо иммунных реакций аллергический альвеолит еще и проявляется в виде токсических изменений в легочной ткани.

Клинические проявления

ЭАА разделяют на три вида:

  1. Острый;
  2. Подострый;
  3. Хронический.

Каждая форма альвеолита зависит от длительности контакта с возбудителем (антигеном).

Для острой  формы ЭАА характерно:

  • повышение температуры;
  • озноб;
  • кашель;
  • недомогание;
  • одышка.

Очень часто комплекс этих симптомов вводит в заблуждение врачей, которые ставят диагноз – грипп.

Острая форма ЭАА так же может вести к развития пневмоподобного состояния, когда отдышка становиться ярко выраженной, а в легких начинают прослушиваться хрипы и крепитация. Вылечивается такое состояние простым ограничением контакта больного с антигеном.

альвеолы лёгкихБывает развивается астмоидный вариант течения. Он проявляется в виде симптоматического астматического комплекса, возникающего через примерно 10 -20 минут после контакта с аллергеном. Проявляется астмоидный экзогенный аллергический альвеолит лёгких в виде удушья, свистящих хрипов в легких, выделения серозной мокроты.

Экзогенный аллергический  альвеолит лёгких  в любой форме имеет  один определяющий заболевание признак, называемый «симптом понедельника». Этот симптом проявляется так. Проработав пять будних дней у пациента все время наблюдаются вышеперечисленные симптомы, но по прошествии выходных они  в значительной степени нивелируются, и человеку становится легче. С наступлением рабочей недели симптоматика вновь активизируется. И так продолжается еженедельно.

Подострая форма протекает латентно в течение нескольких недель и длится до той поры, пока у человека нарушается дыхание и появляется цианоз. Такое состояние требует быстрой госпитализации пациента.

Случается, что подострая форма сменяет острую.

Как при подострой, так при острой формах ЭАА симптомы заболеваний исчезают через несколько дней или месяцев после прекращения контакта с аллергеном. Но, если ничего не предпринять в этот период, эти формы могут перейти в хроническую.

Хроническая форма часто представлена интерстициальной болезнью легких с кашлем, одышкой от физической нагрузки, похудением. При прослушивании легких слышны средние и мелкопузырчатые влажные хрипы, ослабленное дыхание. Перкуссия представлена коробочным оттенком звука. На пальцах рук развиваются «барабанные палочки» (утолщение фаланг). Это происходит от нарушения питания надкостницы и  иннервации. В последующем у пациентов развивается легочное сердце с активно развивающейся недостаточностью кровообращения.

барабанные палочки

Существует несколько вариантов экзогенного аллергического альвеолита: «амиодароновое легкое»  и  «метотрексатовое легкое». Амиодарон, например, имеет такое свойство, как длительный период полувыведения (5-13 месяцев). ЭАА, вызванный приемом амиодарона, начинается вяло и медленно протекает после отмены препарата, но резкая отмена, так же, может вызвать рецидив симптомов. Легочные патологии, развиваются в промежутке от нескольких недель до нескольких лет, и сопутствуют приему препарата.

Метотрексат же вызывает развитие заболевания при любой длительности приема. Хотя основной период риска приходится на первый год применения. Воспаление легких, связанное с метотрексатом, характеризуется подострым и реже острым и хроническим течением.

Дифференциальная диагностика «метотрексатового легкого» показывает нам, что:

  • одышка начинает прогрессировать;
  • поднимается температура выше 38 °С;
  • присутствует тахипноэ (более 29 в минуту);
  • на рентгенографии видны признаки интерстициальных изменений;
  • возникает лейкоцитоз;
  • у легких снижается диффузная способность.

Выставление диагноза «экзогенный аллергический альвеолит»

Существуют определенные основания, на основе которых и выставляетсяэкзогенный аллергический альвеолит лёгких:

  1. Указание условий труда в санитарно-гигиенической характеристике (контакт с определенным антигеном в период рабочего процесса);
  2. Эпизодическая одышка, которая сопровождается сухим кашлем, недомоганием, повышением температуры выше 38°С, развивающимся после нескольких часов контакта с антигеном, и исчезающие через определенный срок после прекращения контакта;
  3. Наличие аускультативных и объективных данных, а так же прослушивание двухсторонней крепитации над легкими;
  4. На сведениях от таких специалистов как: аллерголог, пульмонолог и профпатолог;
  5. На собранных лабораторных данных: повышенный уровень интерлейкина-8, увеличенный уровень TNF–b, повышенное СОЭ, С–реактивного протеина, плюс, определяющийся ревматоидный фактор. В редких случаях наблюдается эозинофилия. Так же присутствуют повышенные IgG и IgM;
  6. На данных инструментальных исследований.

Помимо этого проводится исследование внешнего дыхания, при котором выявляется снижение легочного объема и рестриктивный тип вентиляционных нарушений.

Снижаются показатели форсированного выдоха, при любой физической нагрузке фиксируется гипоксемия, наблюдаются положительные скарификационные пробы. Положительны результаты провокационного ингаляционного теста. Рентген показывает значительное потемнение легочного поля, а позже сетчато-узелковое поражение или множественные мелкоочаговые тени, которые при устранении контакта довольно быстро исчезают.

Острая и подострая формы отмечаются на рентгене сниженной прозрачностью легочных полей («матовое стекло»), нечеткими пятнами, отдельными или диффузными узелковыми инфильтратами.

При хронической форме отмечается плевральный выпот, прикорневая аденопатия или уплотнение, появляется сеть сплошных узелковых инфильтратов.

Необходимо лечение альвеолита при всех формах и на всех стадиях развития.

На КТ видны множественные мелкие очаговые тени на фоне  перестроенного сетчатого рисунка легких, зоны «матового стекла» и узелковых затемнений. Часто описываются буллезное вздутие легочной паренхимы и сотовое легкое. Иногда  виден симптом «воздушной подушки».

Сцинтиграфия в диагностике ЭАА используется редко, так как не несет корректной информации.

Так же используется бронхоальвеолярный лаваж, при котором выявляется пятикратное увеличение Т–лимфоцитов. При проведении данной процедуры на «амиодароновом легком» видны пенистые макрофаги.

К биопсии легкого прибегают в том случае, если вышеперечисленных диагностических данных недостаточно.

При ЭАА часто развиваются перибронхиальные воспалительные инфильтраты и облитерирующий бронхиолит. А вообще, альвеолит, гранулематоз и бронхиолит составляют триаду морфологических признаков ЭАА.

Дифференциальная диагностика ЭАА

Рентгенологическая картина экзогенного аллергического альвеолита очень схожа с бронхиолоальвеолярным раком, карциноматозом, лейкозом и легочным лимфогранулематозом. Так же при проведении дифференциальной диагностики необходимо проводить проверку на исключение фиброзирующего альвеолита и легочного гранулематоза, системных васкулитов и ангиитов.

Лечение экзогенного аллергического альвеолита

Главным образом лечение альвеолита  направлено на устранение антигена.

Основным, и фактически единственным средством лечения ЭАА являются системные глюкокортикостероиды (ГКС). Они отменяются сразу же после наступления улучшения. Если после отмены ГКС наступает ухудшение, то следует возобновить их применение.

Если заболевание не реагирует на ГКС, назначают колхицин и Д–пеницилламин.

амиодароновое лёгкое

При гиперреактивности дыхания назначают бронходилатирующие лекарственные средства, b2–адреномиметики, антихолинергические препараты, реже метилксантины.

Осложнения требуют применения симптоматической терапии, а это длительная кислородотерапия, антибиотики, диуретики и т. д.

Прогноз ЭАА

Прогноз зависит от стадии и степени заболевания. При острой и подострой формах, исключив антиген, заболевание исчезает бесследно через несколько дней.

Хронические же формы в преобладающем большинстве случаев не несут никаких благоприятных прогнозов. Но бывает и так, что заболевание может продолжать прогрессировать даже после прекращения контакта с антигеном.

Профилактические мероприятия

Основой профилактики ЭАА является:

  1.  Усовершенствование технологических процессов;
  2. Проведение качественных профилактических осмотров;
  3. Периодическое аллергическое обследование больных;

Можно рассматривать профилактику с точки зрения противопоказаний приема на работу лиц, потенциально являющихся жертвами экзогенного аллергического альвеолита.

Adblock
detector