Не секрет, что приближение осени и увеличение нагрузки на детский организм в связи с учёбой, посещением детских дошкольных учреждений, довольно серьёзные стрессовые факторы, которые взваливаются на организм ребёнка. Порой малыш абсолютно не готов к новым проблемам и из-за этого начинаются различные заболевания. Болезнь это всегда плохо, какой бы она ни была. Именно поэтому родители в этот период дают своим детям витамины. Существует твёрдое убеждение, что приняв курс витаминов, ребёнок не будет болеть. В этом есть доля правды. Однако не все комплексы подходят ребёнку и не все комплексы помогают настроить  организм на предстоящую работу. В сети можно почитать отзывы о витаминных комплексах различных производителей.

Почему же существует недостаток минералов и витаминов?

Основным фактором, способствующим этому, является неполноценное питание. Дети не всегда хорошо едят и из-за этого в их организм не поступают все необходимые пищевые вещества так нужные растущему организму. Ещё одним алиментарным фактором является неправильная обработка и приготовление пищи, во время которых происходит разрушение полезных веществ. Некоторые витамины продуцируются и в организме, поэтому при нарушении микрофлоры кишечника, к примеру, происходит недостаточная выработка витамина К и витамина В12. Таким образом, витаминизация детей специально разработанными комплексами процедура нужная и обязательная в зимне-весенний и осенне-зимний периоды.

Основные моменты мы представим в виде чётких ответов на конкретные актуальные вопросы.

Вопрос №1. Какие потребности в витаминах у детей разных возрастов?

Дети разных возрастов испытывают также и разные потребности в витаминах и минералах, поэтому необходимо индивидуально подбирать комплексы. Современной педиатрией устанавливаются определённые нормы для различных регионов проживания, так как  в каждой местности в продуктах питания своё содержание полезных веществ. Мы приводим российскую таблицу, где чётко расписаны дозы витаминов и минералов по возрастам.

Назначить витаминно-минеральный комплекс (ВМК) всегда можно, однако существует проблема соответствия концентрации того или иного вещества в инструкции и в самом препарате. Возникает вопрос о доверии производителю. Фармацевтические компании с мировыми именами дорожат своей репутацией, поэтому делают всё возможное, чтобы получить качественный продукт. На данный момент на упаковках пишут даже процентное содержание витамина от суточной потребности.

Вопрос №2. Как правильно поступить  в ситуациях повышенной потребности в витаминах?

продукты с витаминами группы В

Не всегда требуется восполнение только суточной потребности. Нередко возникают ситуации повышенной необходимости в ВМК. Что это за состояния:

  1. Периоды, когда детский организм претерпевает  интенсивный рост и развитие;
  2. Если ребёнок находится в  стрессовых климатических условиях;
  3. При интенсивной физической и психической нагрузке;
  4. Во время инфекционных и других заболеваний;
  5. При плохих экологических условиях;
  6. При гормональных нарушениях и патологии органов эндокринной системы;

Ребёнок интенсивно развивается на протяжении многих лет. В это время проходит и развитие иммунной системы, значение которой переоценить невозможно. Здесь выделяется пять кризисных этапов, требующих повышенных энергетических  затрат и затрат строительного материала. Именно на этих этапах применение ВМК способствует плавному и безопасному развитию. Кратко обозначим эти этапы, или периоды:

  • период новорожденности (длительность его составляет 28 дней);
  • 3-6 месяцы жизни, когда начинается ослабление иммунитета, переданного малышу от матери;
  • 2-й год жизни. Ребёнок идёт в детсад, он чаще общается с другими детьми и взрослыми. Этот период ознаменовывается;
  • 6-7 годы жизни. Иммунная система претерпевает большие перемены. Теперь её направленность не вирусная, а бактериальная. Процесс идёт, и дети могут болеть очень часто;первыми заболеваниями;
  • подростковый возраст (у девочек это 12-14 лет, а у мальчиков 14-15 лет). В этот период меняется гормональный фон, что ведёт за собой большие перестройки.

Вопрос №3. Как длительно можно принимать витамины? Нет ли опасности ежедневного приёма?

Официальные исследования в данной области не раз подтверждали, что ежедневный приём лечебных дозировок витаминов не сказывается отрицательно на состоянии здоровья. Даже при приёме препаратов в  дозировках, превышающих лечебные в несколько раз, не было достигнуто побочных эффектов. Принимать витамин С и Е можно и в десятикратном превышении обычной дозировки. Однако все эти моменты приёма  характерны для взрослых. Применение больших доз витаминов и  их длительное ежедневное употребление не оправданы  в педиатрии, так как всё это вызывает аллергическую настроенность ребёнка. При этом не стоит отказываться от ВМК в периоды повышенного энергопотребления. Производители устанавливают цены на витаминные комплексы таким образом, что курс приёма не отяготит карман среднестатистического гражданина.

Вопрос №4. Не конфликтуют ли друг с другом и как воздействуют на организм несколько  витаминов и минералов в одной связке?

Наукой доказаны и выявлены все взаимодействия витаминов друг с другом, поэтому существуют определённые пары веществ, которые инактивируют действие один одного или наоборот усиливают и дополняют. К примеру, витамин В1 несовместим с витамином В6, поэтому принимаются они в разные дни. Никотинамид, или витамин РР усиливает взаимодействие между тем же витамином В1 и цианкобаламином (витамин В12). Витамин же В2 усиливает  распад витамина С.

Также может быть положительное взаимодействие между минералами и витаминами. Например, кальций прекрасно уживается с витамином Д3, более того их синергизм  укрепляет кости, связки, улучшает работу щитовидной железы. При анемиях применяются схемы лечения: железо-витамин В12-фолиевая кислота. Эти вещества прекрасно работают вместе и гемоглобин у пациента быстро восстанавливается.  Не любят железо ретинол, рибофлавин (вит. В12), витамин Е, пантотеновая кислота, рутин и др.

Лучшие витаминные комплексы создаются на основе знаний всех этих и многих других химических взаимодействий. Комплекс не должен быть перегружен, а обязательно здесь необходим баланс всех элементов.

Вопрос №5. Как решить вопрос проблемы несовместимости витаминов и минералов?

Это действительно актуальная проблема. Производитель собирает в одну таблетку совместимые микроэлементы и витамины. Однако существуют и антагонисты. Такие вещества могут объединяться в другую таблетку. Таким образом, комплекс будет состоять из двух типов таблеток, для которых предусмотрен раздельный приём. Например, утром  одна таблетка, а вечером другая. Только это не очень удобно, поэтому производители заключают антагонистические элементы в отдельные микрогранулы, которые растворяются в различных отделах желудочно-кишечного тракта или в разное время. Иногда самые реактогенные компоненты вносятся даже в состав оболочки таблетки или самой желатиновой капсулы. Так  производят витаминные комплексы для детей «Пиковит». Линейка разделена на несколько возрастных групп, в каждой из которых подобраны необходимые количества полезных для детского организма веществ.

Необходимо отметить, что наиболее удобной и правильной  формой выпуска являются таблетки, так как в них можно разделить несовместимые компоненты. В жидких же ВМК используются более сложные и трудоёмкие технологии с применением двухкамерных ампул, лиофилизации. Причём чем меньше воды, тем менее вероятным будет химическое взаимодействие. Однако жидкостные формы необходимы для применения у маленьких детей, которые не могут проглотить таблетку.

Вопрос №6. О совместимости витаминов с иными лекарственными препаратами

Несомненно, что нужно учитывать взаимодействие витаминов и принимаемых пациентом препаратов, дабы избежать неблагоприятных реакций и последствий. Одни витамины могут усиливать антибактериальный эффект, а другие будут инактивировать действие препарата. Например, некоторые антибиотики могут усиливать аллергенность витаминов группы В и вызывать серьёзные анафилактоидные реакции. Витамин С повышает концентрацию пенициллинов и тетрациклинов, но снижает активность непрямых антикоагулянтов и гепарина. Если аскорбиновую кислоту принимать вместе с аспирином, то её выведется с почками значительно больше, чем при моноприёме.

Поэтому мы рекомендуем не применять витамины во время курса антибиотикотерапии. Начните давать ВМК ребёнку после завершения всех основных лечебных мероприятий.

В заключение стоит отметить, что в педиатрии препараты, которые используются с целью коррекции дефицита витаминов можно разделить на две категории:

  • витамины;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Для детей до 3 лет созданы специальные жидкостные формы, которые целесообразно применять. После достижения ребёнком 2 лет, когда начинается активный процесс жевания, можно перейти на жевательные таблетки.

Оптимально подобрать конкретный препарат для конкретного ребёнка довольно сложно, так как нужно учесть ряд факторов, связанных с критическими периодами его развития.

Шел последний год учебы в школе, а я до сих пор не могла определиться с будущей специализацией. Мне безумно нравилась профессия врача. Бабушка - тоже медик, считала, что из меня получился бы хороший доктор скорой помощи.
Подробнее